Часть первая
(Фаранг — иностранец в переводе с тайского)
Несколько лет назад мы подумали: почему бы не открыть филиал в Таиланде? Идея казалась привлекательной: страны Юго-Восточной Азии развиваются очень динамично, в Таиланде — одна из самых сильных экономик региона. Интернет проник даже в дальние уголки королевства, но при этом рынок онлайн-рекламы отстает от Запада на несколько лет: конкуренции здесь практически нет.
На деле же покорение тайского рынка интернет-рекламы оказалось очень непростым. Об особенностях ведения бизнеса с тайскими компаниями я расскажу в другой раз, а пока хотел бы остановиться на важнейшей составляющей успеха любого бизнеса — на команде нашего тайского проекта. Мне, человеку, всю жизнь прожившему в России и привыкшему к русскому стилю работы, посчастливилось руководить тайским офисом целых полтора года.
Пришлось привыкать к тайскому менталитету, который во многом перевернул мое мировоззрение. Я хочу поделиться своим опытом и наблюдениями с вами.
Как все начиналось
Если иностранец открывает компанию в Таиланде, то по тайским законам больше 50% этой компании должно принадлежать тайцам. Кроме того, если вы хотите, чтобы в вашей компании работали фаранги (то есть не-тайцы), то на каждого такого работника вы должны положить в уставной капитал 2 млн бат и взять на работу четырех тайцев.
Далеко не всем удается научиться эффективно взаимодействовать с тайцами. А собрать команду соотечественников, легально поселить и трудоустроить в свою новоиспеченную компанию — непросто и довольно дорого.
Мы решили начать покорение Бангкока своими силами. Приехали с командой разработчиков, и на каждого из них наняли четырех тайцев, чтобы избежать проблем с местной трудовой инспекцией. Если начистоту, то никто и не ожидал, что они будут по-настоящему работать на благо нового проекта.
Тайские иммиграционные законы в отношении руководителей, нанимающих нелегалов, достаточно суровые: если нагрянет проверка, можно запросто загреметь в тюрьму на пару лет. Однако даже сами тайцы далеко не всегда эти законы соблюдают. Кроме того, в Таиланде достаточно высокий уровень коррупции.
Сначала мы нашли, как нам казалось, идеально простое и смелое решение: снабдили наших иностранцев бейджиками «VIP-guest» и посадили работать в переговорки (мол, это наши бизнес-партнеры). Однако неожиданно нас посетил трудовой инспектор, который не поверил в этот спектакль, но на первый раз простил и взял с нас клятву исправиться. С тех пор мы неукоснительно соблюдаем иммиграционное тайское законодательство.
Коллектив — это семья, а начальник — папа
Приехав в Таиланд, мне пришлось забыть обо всех принципах управления, которым я научился дома. Инициативы, мозговые штурмы, инновации и делегирование пришлось оставить в Москве — в Бангкоке это все просто не работает. Тайские коллеги любят четкие инструкции и с удовольствием ждут, чтобы ими руководили. В парадигму тайского патернализма идеально вписывается модель отношений внутри компании. Самостоятельное принятие решений и ответственность за совершенное — не их сильная сторона. Если вы нашли человека, которому можете поручить выполнение большой задачи, и он справляется с ней, не советуясь ежеминутно с вами, считайте, что вам очень повезло.
При этом тайцы очень ценят личные взаимоотношения. Босс помимо того, чтобы быть непререкаемым и компетентным авторитетом, должен заботиться о своих сотрудниках и любить их. Спросите, как у них дела в семье, не нужна ли помощь, сводите всех на обед или в бар, да просто сядьте и поболтайте, узнайте, как работается, как настроение — за это они будут носить вас на руках и пойдут за вами на край света.
Любопытно: в такой роли они могут принимать не каждого иностранца. Они на дух не переносят индусов за их хитрость и снобизм, напряженно относятся к японцам из-за организованности и упорства и недолюбливают чересчур работоспособных китайцев. Идеальный руководитель для них — это или таец (причем чем старше, тем авторитетнее), или европеец. Лучше, конечно, таец.
Поэтому мы очень долго искали директора из местных, который был бы достаточно компетентен в нашей области. А это непросто, ведь рынок digital здесь довольно молодой и специалистов нужной квалификации немного. Руководители проектов стоят в среднем $4500-6000, руководители высшего звена — от $10000.
О том, как складывались взаимоотношения внутри тайского коллектива, я расскажу в следующей части. Ниже — фотоспойлер.